Новости

Ветер в паруса

Цель «Большой Арктической регаты» достигнута. Последняя точка маршрута — Архангельск. Пора возвращаться домой.

Девятнадцать шлюзов Беломорско-Балтийского канала мы прошли за три дня. Иногда с ночёвкой на якоре или на так называемых причалах.

Одна из остановок была в Сегежском районе Карелии поселке Надвоицы. Его название происходит от словосочетания над во́ем. Шум-вой водопада Во́ицкий падун (от слова «вой») на реке Нижний Выг   слышен за 18 километров. В 1929 — 1930 годах здесь появилось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, позже был организован Беломорско-Балтийский лагерь для строительства канала и начата первая добыча золота в России.

В последние годы в посёлке, где раньше пришвартовывались теплоходы, работал алюминиевый завод — крупнейшее промышленное предприятие цветной металлургии в Карелии, а неподалёку действовал большой промышленный порт — как раз для нужд алюминиевого завода. Но в 2018 году завод был закрыт.

Водный путь Беломорканала проходит по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озёрам, на которых много островов. Здесь часто встречаются очень красивые, но для судна опасные каменистые отмели. Всё это усложняет судоходство. Но когда ты находишься не за штурвалом, конечно, виды замечательные — настоящая, дикая, нетронутая природа.

Перед девятнадцатым шлюзом нужно пройти проверку документов в посёлке Водников. Единственная причальная стенка занята теплоходом. Нам приходится швартоваться у полностью прогнившего и разломанного подобия причала.

Утром выходим в Белое море. Знойная жара сменяется прохладным ветерком, а из крана на яхте начинает идти солёная вода. Морской ветер усиливается, ставим паруса. До Архангельска идём больше суток — тридцать часов. Близость «цивилизации» определить очень легко — на воде начинает появляться мусор.

В Архангельске мы встали на Морском-речном вокзале. Директор «Большой Арктической регаты» Станислав Корякин договорился о месте нашей швартовки, доставке пресной воды и топлива на судно.

По Архангельску видно сразу — город на воде. Пляжи переполнены, над Двиной буквально летают гидроциклы, снуют маленькие яхты.

В первом морском порту России Архангельске «Большая Арктическая регата» делает последнюю остановку. Пора возвращаться домой.

Станислав Корякин подводит итоги: «В этом году поход «Большой Арктической регаты» лежал до Архангельска, а не до Мурманска, как в прошлом году. На этот раз мы решили подробнее изучить акваторию Ленобласти и Республики Карелия.

Во время похода почти во всех прибрежных населённых пунктах Ленинградской области мы высадили «петровские дубы», тем самым положили начало созданию своеобразной аллеи маломерного флота. Также  прошли особым крестным ходом с иконой адмирала, русского флотоводца, святого Фёдора Ушакова в честь 20-летия его канонизации.

С практической стороны мы обследовали прибрежные населённые пункты, места швартовок, которые не были включены в наш водный маршрут в прошлом году. Сделали выводы, посмотрели, как поменялась инфраструктура прибрежных территорий за год. В Новой Ладоге, например, сервис для маломерных судов стал хуже.

Комитет Ленинградской области по транспорту, Комитет по культуре и туризму, администрации некоторых населённых пунктов охотно идут нам навстречу, готовы совместными усилиями развивать водную индустрию туризма. А есть примеры нежелания и непонимания того, что мы предлагаем сделать».

Капитан яхты «Мария» Константин Пашинский высказал своё мнение: «Поход для такой яхты, как „Мария“ не совсем удачный. Большая осадка у судна. Это порой не позволяло встать или пройти там, где хотелось бы. Если следовать нашему маршруту на небольших яхтах или катерах, то вас ждут безопасный путь и масса впечатлений. Это совсем нехоженые места. Здесь можно увидеть другую Россию, а не такую, какую привыкли всем везде показывать. Конечно, очень нужно поработать над инфраструктурой. Причалы, как правило, разрушены, разбиты, не оборудована подача электричества и пресной воды. А уж бани для путешественников или душа, как это принято за границей, нет практически нигде».

Яхтинг — очень живописный, романтичный и «живой» вид туризма. Да, на теплоходах есть рестораны с трёхразовым питанием, СПА и фитнес- комплексы, но всё это довольно прозаично. СПА на яхте совсем другое дело. Ты участник команды, яхта твой дом. Слушаешь капитана. Начинаешь разбираться в морских терминах. Помогаешь готовить еду, вытаскивать якорь, во время плавания участвуешь во всем. Дел много, на палубе сильно на разбежишься, но зато живот не отрастишь. Можно отдохнуть, расслабиться. Хочешь загорай на палубе, чтобы не перегреться, обливайся на корме водой из ведра. И любуйся пейзажами. Когда рёв мотора на судне замолкает, и яхта идёт под парусом, слышен только плеск воды и развивающиеся на ветру белые полотнища. Сказка!

Путешествовать по нашей большой стране классно, особенно по таким местам уникального Северо-Запада. Идти на яхте, мчаться на машине или поезде — решать нам. И всё же стоит попробовать, хоть однажды, пройтись здесь под парусами.


Смотреть фото в галерее

Репортаж специального корреспондента АСМИ
Дарьи Трошковой
Фото автора

Ассоциация СМИ Северо-Запада —

генеральный информационный партнер «Большой Арктической регаты — 2021»

2021 Регата 2021