Новости

Пресса, которую мы (не) потеряли

Печатная пресса неумолимо уходит в «цифру». Для кого бумажная газета или журнал остаются востребованным каналом информации?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян, приуроченного ко Дню российской печати.

Еще несколько десятилетий назад бумажная газета или журнал были неотъемлемой частью жизни общества, газеты читали в транспорте, за обедом, на досуге. Развитие цифровых технологий внесло заметные коррективы в издательское дело: развиваются онлайн-форматы, мобильные приложения, новостные агрегаторы СМИ.

Сегодня регулярно читают бумажную прессу 14% россиян, еще 21% сообщили, что читали их ранее, но перестали. Больше половины отметили, что не читали ранее и не читают сейчас (63%). В то же время есть группа россиян, для которых бумажная пресса остается важным источником информации: это граждане старше 60 лет, они читают газеты и журналы в два раза чаще, чем россияне в целом (26%), то есть каждый четвертый в этой возрастной группе. Показатель заметно выше также среди жителей села (20%) и активных телезрителей (33%, или каждый третий)

За последние восемь лет процент россиян, которые предпочтут прочесть интересную для них статью в электронном формате, а не в печатном, вырос в 1,8 раза. Если в 2014 г. предпочтение «цифре» отдавали 34%, то в 2022 г. — 62%. Одновременно сократился процент предпочитающих бумажную версию — с 51% в 2014 г. до 32% в этом году. Печатная версия остается привлекательной для граждан старше 60 лет (57% vs. 11% и 12% среди 18-24-летних и 25-34-летних соответственно), сельчан (44% vs. 22% и 20% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников), активных телезрителей (76%) и жителей Северо-Запада (44%).

В рейтинге газет, которые регулярно читают россияне, первое место занимает местная или районная газета, в народе так называемая «районка», — ее читает каждый третий в этой группе (30%). При этом на селе и в небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел. показатель выше — 39-40%. Можно предположить, что горожане, молодые россияне, граждане трудоспособного возраста получают новости о ситуации по месту жительства из интернета и социальных сетей, а в старшей группе и на селе традиционные способы пока сохраняют свою роль в информировании. В числе других газет, которые называли читающие россияне, «Комсомольская правда» — 12% и «Аргументы и факты» — 10%. Среди тех, кто указал, что перестал читать газеты, топ-3 изданий такой же: районная газета и федеральные издания, «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» (по 17%).
Иерархию причин, по которым граждане перестают читать газеты (21%), возглавляет замещение прессы электронным форматом: так считает каждый третий в этой группе (29%). Вторая причина — рост стоимости газет и журналов (18%), в совокупности два первых варианта указывают на возросшую доступность интернета. Замыкает тройку вариант «газету или журнал перестали выпускать» (11%).