Медиа-экспедиция (статьи)

Земля, где рождаются художники

В 1921 году была образована Автономная область Коми (Зырян) в составе РСФСР. Таким образом Республика Коми в этом году отмечает свое 100-летие. Впрочем, вся история коми народа связана с Русью и Россией.
По своей территории — 416 774 квадратных километров, Республика Коми вторая в составе Северо-Запада России. Является одним из самых высокоразвитых регионов страны.

Знакомьтесь: буква Ӧ
Памятник букве «ӧ» установлен в центре Сыктывкара. У коми народа письменность появилась еще в XIV веке — во времена Дмитрия Донского, еще до битвы на Куликовом поле. В то время Русь готовилась сбросить татаро-монгольское иго, и нужны были надёжные тылы на Севере. В 1379 году святитель Стефан Пермский начал свою миссионерскую деятельность на землях зырян, так тогда называли народ коми, и обратил их в православие. А для распространения священных писаний Стефан Пермский разработал первый зырянский алфавит.
В основе алфавита — кириллица. Но буква «ӧ» не имеет аналога в русском, звучит, как наш звук «э», только не протяжно, а коротко и резко. Буква важная. Как обойтись без таких слов, как «йöö» — молоко, «тöö» — зима, «вöö» — лошадь?
В Коми два государственных языка. Первое, что примечает приезжий — это вывески и таблички с названиями улиц на двух языках. Например, Советская улица на языке коми — «Сöветскöй улича».
«Еще недавно многие били тревогу. Считалось, что язык нашего народа может исчезнуть, — говорит генеральный директор Агентства по развитию туризма и продвижению Коми Александр Терентьев. — Мол, на коми говорят только бабушки в деревнях. На самом деле это не так. Язык коми по-настоящему живой. Главное, им интересуется молодежь и в наши дни стало модным изучать его. Разумеется, на коми языке между собой общаются и коренные жители республики разных возрастов».
Убедительное доказательство, что язык — развивается, это то, что в нем вместе с заимствованными из русского и английского закрепляются и новые слова. Например, ӧтуввез — интернет, ачпас — сэлфи.
Коми, как и многие представители финно-угорских народов ударение в словах ставят на первый слог. Поэтому, когда они говорят по-русски, их речь приобретает особую певучесть. И по-русски в Коми, конечно, также говорят все.

КСТАТИ. С именем святителя Стефана Пермского связывают создание в 1385 году первого в Коми старейшего на Севере и, пожалуй, самого влиятельного монастыря — Троице-Стефано-Ульяновского (см. снимок в фото карусели). Монастырь основан на месте христианского подвига Улляны, героини коми-зырянских сказаний. Крещёную девушку похитил печорский тун, то есть волхв, Кыской. Он требовал от Улляны отречься от Православия. Девушка, не желая изменять своей вере, бросилась в воду реки Вычегда и утонула.
С течением времени монастырь угас. В 1866 году на берега Вычегды прибыли монахи Соловецкой обители. Под их руководством вырос мощный Троицкий собор, колокольня, другие храмы и часовни. Но в советские годы Ульяновский монастырь закрыли. Троицкий собор разрушили до основания. В бывшей обители открыли дом для умалишенных. С 1994 года обитель восстанавливается. Даже лишенная главного храма она выглядит величественно и является местом паломничества верующих.

Жил-был студент
Сыктывкар на первый взгляд город сплошных многоэтажек, главным образом, советских времен. Но не спешите с выводами. К Сыктывкару нужно приглядеться. И вы найдете немало симпатичных уголков со старинными деревянными домами, купеческими особняками и другими зданиями, построенными сто и больше лет назад. Сыктывкарцы молодцы: к 100-летию республики серьезно поработали над образом своего города. Всюду стенды со старыми фотографиями и подробными описаниями, напоминающими, как выглядели эти же места в начале ХХ века. В городе удалось сохранить немало памятников архитектуры. Например, пожарная каланча начала ХХ века, первый «небоскреб» города, стала одним из его символов в XXI веке.
Когда-то Сыктывкар назывался Усть-Сысольск, потому что стоит там, где река Сысола впадает в Вычегду. Зачем-то в 1930-м город решили переименовать. «Кар» по-коми — город, «Сыктыв» название на коми реки Сысола. Получается, «Сыктывкар» — Усть-Сысольск на иной лад. Краеведы полагают, что при переименовании городу хотели дать имя какого-нибудь вождя. Но не решились: «Сталинкар» в краю, где тогда были десятки лагерей ГУЛАГа, не лучшая идея.
Но все это было позже. В конце июня 1889 года в Усть-Сысольск на пароходе прибыл студент юрфака Московского университета Василий Кандинский. В то лето юноша решил совершить этнографическую экспедицию по северным уездам империи, собирал песни, сказания, легенды. Из города на тарантасе он отправился по деревням. Первое свое впечатление Кандинский записал в дневнике: «Я положительно влюблен в зырян!» Так ему понравился скромный и трудолюбивый народ. Тогда он еще не знал, какую роль зыряне сыграют в его судьбе.

КСТАТИ. До революции народ коми называли «пермь» и «зыряне». Ученые объяснили, откуда взялись эти названия. Считалось, что коми вышли из легендарной земли Парма. И это не город в Италии. На финно-угорском «Парма» переводится, как «холмы, поросшие лесом». Созвучное «Парме» слово «пермь» означает «дальняя сторона», то есть в отношении народа — люди, живущие в дальних краях. Тех, кто обитал на берегах реки Сысола, называли сысоляне, или по-русски звучнее — зыряне.

Доброе слово прялке
«А у вас в Питере клопы есть?» — вдруг спросила Нина Александровна. Мы сидели в ее старом уютном доме и пили чай. Неожиданный вопрос. Но как не вспомнить рассказы переживших блокаду, как после войны началось настоящее нашествие кровососов и сколько трудов понадобилось, чтобы изжить их из коммуналок…
«А у нас клопов никогда не было», — с гордостью сказала хозяйка.
В Коми перед тем, как строить дом, на старом пне из щепок принято было собирать крохотную избушку для тараканов и клопов. И в большом доме они действительно не появлялись.
Нина Александровна Самарина — уроженка села Керчомъя. Когда выросла, поступила в вуз, в Сыктывкаре. А вышла на пенсию, вернулась на малую родину. В Керчомъе она председатель Совета ветеранов. Должность не номинальная, а весьма хлопотная. Нина Александровна восстанавливает сведения о погибших на Великой Отечественной односельчанах — их на фронт ушло 860 человек, хлопочет о пенсиях тем, кому не полностью учли стаж и заслуги, льготах воинам-интернационалистам, забытым участникам ударных строек, «ликвидаторам».
Душу Коми нужно искать не в городах, а именно в деревнях. Есть еще поправочка. Не всякий населенный пункт тут стоит называть «поселком». Там, где промышленные предприятия, идет разработка недр — там, действительно, поселки. А коренные коми, из поколения в поколение занимающиеся охотой, рыболовством, сельским хозяйством и ремеслами — они живут в селах.
В Коми села всегда очень большие, соединяют в себе несколько деревень, и раскиданы на многие километры. Объясняется просто: на Севере земля скупа, для выращивания большого урожая ее нужно много, отсюда и пространства.
В селах можно найти дома, которым век и больше. По этим строениям можно судить об архитектуре деревень Коми. Пятистенки не редкость в Ленинградской области. Обычно их строили, объединившись, две семьи. У каждой — своя половина, а центральная стена общая, так выходило дешевле. В Коми встречаются и «шестистенки». В центральной части, как правило узкой, ставили широкое окно, чтоб красивее было. Окно почему-то называли итальянским — «таллянка». Вершина деревенского зодчества «крестовики» — квадратные здания с четырьмя половинами. Правда, в отличие от наших деревень в Коми большие дома строили на одну семью. Просто семьи были многодетные и каждому поколению, женившемуся и пополнившему род, нужна была своя половина.
Дом Самариных на этом фоне — уникальный. Он состоит из восьми половин. Можно представить о каком прекрасном будущем мечтал дед Нины Александровны — Степан Васильевич, начавший в 1904 году возводить свои хоромы. В начале ХХ века он угадал, семья Самариных большая, только у старшего сына, отца Нины Александровны, родилось восемь детей.
«В Коми живут люди — гордые, трудолюбивые, веселые и дружные, — говорит Нина Александровна. — Если в селе дом строят, приходят помогать все. Если роют колодец — тоже каждый внесет свою лепту. Думаю, в этом и заключается сила нашего народа. Могу привести в пример моего отца. Он ни дня не сидел без дела. В сезон работал на лесопилке. Вечером занимался собственным хозяйством. Зимой валял валенки, вырезал лодки — из целого ствола дерева. А еще рыбачил и ходил на охоту. В любую погоду. И никогда не видела на его лице уныния».
И мама Нины Александровны не знала отдыха. Один из исконных промыслов — вязание. Нить в селах готовили сами. В каждой семье коми можно найти прялки, за них девочки садились с семи лет и с тех пор тянули нить до глубокой старости. В доме Самариных прялки начала ХХ века.
«Как работали, так и праздновали», — итожит Нина Самарина. В селе Керчомъя живут самые известные в республике гармонисты, а девушки славятся своим пением. До пандемии здесь регулярно устраивали фестивали. Победители получали ценные призы — мотор для катера или лодку.
Села Коми — очень крепкий мир, который несмотря ни на что держится. Цивилизация его размывает. А хочется, чтобы он сохранился.
В село Керчомъя в 1889 году забрался и Василий Кандинский. Радовался, что нашел вторую часть песни про вдовушку, начало которой записал в одном из сел, а потом потерял след. «Вдовушку» исполняют и в наши дни. В ней 38 куплетов, не каждый запомнит.
Кандинского впечатлили народная одежда, убранство домов, и особенно, прялки. Ни на одной узор не повторяется.
В воспоминаниях Кандинский отметил: «Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавка, огромная печь, шкафы, поставцы — все это было расписано пестрыми размашистыми орнаментами. По стенам лубки… Когда я вошел в горницы, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно».
Вскоре после поездки к «зырянам» Кандинский резко изменил свою жизнь. Он так и не стал юристом. Он стал художником. Многие искусствоведы считают, что его картинах четко видны отголоски творчества народа коми.

КСТАТИ. У народа коми, испокон века промышлявшего охотой, был свой календарь. В отличие от нашего он делился не на 12 месяцев, а на 9 периодов. Каждый период обозначал сезон начала промысла на какого-то из зверей. Год начинался 22 марта, когда из берлоги выходили медведи. Затем следовали периоды: оленя, горностая, росомахи, лося, выдры, лисицы, белки, куницы.

Народ коми — искусные охотники. Они прекрасно стреляют из лука, метают копье и топорик, ставят хитроумные капканы и ловушки на зверя и дичь. Но как говорят сами зверобои, универсальным оружием для них всегда была рогатина — тяжелое копье. С ней можно хоть на медведя идти. Охота на медведя особое испытание. Человек выходил один на один со зверем. Задача состояла в том, чтобы выждать, когда медведь на него набросится. Рогатина выставлялась вперед, и зверь всем своим весом наваливался на нее. Занятие не для слабонервных, сколько выдержки и мужества требуется для такой схватки!
Пример тундровых писем. Охотники оставляли такие пиктограммы на деревьях (см. снимок в фото карусели). В этой написано: трое охотников из разных семей (у каждого свой символ) в сезон лисы завалили медведя. При этом медведь убил одного охотника, ранил второго, третий не пострадал.

Ыб. Просто Ыб
Мимо такого названия не проехать. Село Ыб — старейшее поселение республики и состоит из 13 деревень (впервые название населенного пункта Ыб встречается в письменных источниках в 1586 году. В переводе с коми языка слово «Ыб» означает возвышенность — ред.)
Это место известно с первого тысячелетия нашей эры. Археологи во время раскопок нашли остатки городища, а кроме орудий труда земледельцев, оружие и кольчуги — предкам коми приходилось с мечом в руках отстаивать свою землю от пришлых людей.
С крутого берега Сысолы обзор на шестьдесят километров. Здесь тайга буквально расстилается у ног путешественника. Река подмывает берега, и на склонах нередко можно найти окаменевшие останки животных Юрского периода: позвонки рыбо-ящера ихтиозавра или «чертовы пальцы» белемнитов.
В Ыбе 12 чудодейственных источников. Каждый обладает лечебным свойством. Но только местные жители могут дать совет, где что лечить, иначе можно навредить.
— С селом связана легенда, — рассказывает местная учительница Ольга Николаевна Чабанова. — Когда креститель Коми Стефан Пермский проплывал по Сысоле, местные жители закидали его камнями, мол, не нужен нам ваш бог, когда у нас есть свои. Стефан тогда заявил, что живут тут худые люди. Так и прикрепилось, одна из деревень называлась Худой, а большинство жителей носили фамилию Худоевы. Время покаяния пришло в 1896 году. В 500-ю годовщину смерти Стефана Пермского за сутки построили церковь в честь святителя. Стоит до сих пор. А деревня теперь величается Степановка.
Ыб место намоленное. Каменная Воскресенская церковь одна из старейших в республике. В 1920-е ее закрыли, превратили в склад. В 1940-м в Ыб привезли ссыльных поляков, разместили в храме. Было холодно, этапированным предложили растопить печь реквизированными иконами. Поляки не посмели, хотя и мерзли. А иконы они тайно передали местным жителям. Так «сожжённые» реликвии удалось сохранить. В середине 1950-х власти вновь открыли храм, он был одним из двух на всю Коми.
В Ыбе создан финно-угорский этнокультурный парк, в котором можно подробно познакомиться с культурой и традициями коми. Например, как печь ржаные шанежки, изготавливать музыкальные инструменты, куклы и изделия из лыка. Увлекательное занятие пройти тропой звероловов, познать секреты охоты в тайге и лесотундре. Можно попробовать написать картину нефтью вместо красок — именно в Коми на берегах Ухты нашли пять веков назад «Чутское масло» — первое месторождение нефти.
В Ыбе регулярно проходят фестивали народного творчества, воздухоплавания «Живой Воздух» и гастрономический «ШаньгаФест». Наследие народа в Коми ценят.

КСТАТИ. В Карелии открытые пирожки из ржаной муки называют «калитками». В Коми — шаньгами. В качестве начинки используют картофель, кашу, рыбу и, конечно, ягоды: клюкву, бруснику, чернику, морошку.

К сожалению, пандемия внесла свои поправки в празднование юбилея Республики Коми. Решено его отметить в 2022 году. Но у праздника уже есть свои символы. Среди них и «прялка Кандинского». Симпатичную подвеску — «бусинку» из Коми, мы — участники медиа-экспедиции решили выбрать для нашего «Серебряного ожерелья».

Смотреть фото в галерее

Перейти на страницу «Медиа-экспедиция».
Анатолий Аграфенин
Фото автора
Дневник Коми