Новости

Чудеса под открытым небом

Свирьстрой — Верхние Мандроги — Подпорожье — Вознесенье: места швартовки «Большой Арктической регаты»

По пути в Свирьстрой яхты «Ариадна» и «Мария» прошли судоходный шлюз. Он расположен в самом узком месте Волго-Балтийского водного пути. Высота, на которую поднимаются или опускаются суда 13 с половиной метра. Пока наши корабли-кораблики в бетонной камере гидроузла ожидали своей дальнейшей участи, было время перечислить главные достопримечательности населенного пункта. Прежде всего — это электростанция, памятник гидростроения, строительство которой началось в 1927 году. Автор проекта станции академик Г. О. Графтио. Недалеко от шлюза памятник С. М. Кирову и церковь Николая Чудотворца.

В Свирьстрое оборудован хороший, ухоженный, удобный причал, но только для туристических теплоходов. Самостоятельным путешественникам, если это их не пугает, можно пришвартоваться рядом у сомнительной баржи на заросшем травой причале. Одно радует, бесплатно.

Выходишь с причала, сразу попадаешь на «Веппскую ярмарку». Это комплекс, призванный возродить некогда забытые народные промыслы. Работает ярмарка тоже только для туристов с теплоходов. Как только последний пассажир заходит на борт, лавочки закрываются.

Часть территории ярмарки никак не огорожена, на ней стоят замысловатые скамеечки в форме то ли дракона, то ли змеи. Я решила на одной из них немного отдохнуть, но мой покой вскоре прервал охранник с собакой, настойчиво попросив покинуть территорию до приезда теплохода. «Но ведь я тоже турист», — попыталась отстоять своё право на скамейку. В ответ лишь: «Нет теплохода — нет доступа».

Недалеко от причала есть магазин с таким близким нам названием «Парус». В такую жару на суше может спасти только мороженое. Но вот незадача. «Мороженого нет — всё безумные с теплохода скупили», — сетует продавщица «Паруса».

В администрацию посёлка по-хозяйски захаживает рыжий кот Геннадий. Под его чутким руководством мы посадили в Свирьстрое, конечно же, саженец «петровского» дуба с надеждой, что рано или поздно и самостоятельным туристам-яхтсменам, здесь будет доступен хороший причал, скамейки и мороженое.

Следующим утром мы отправились в Верхние Мандроги — туристическую деревню. Причалы для яхт здесь образцовые: можно подключиться к электричеству и воспользоваться водой из колонки. За сутки плата за метр судна 300 рублей. Для яхты «Марии» получилось бы шесть тысяч. Имея такое солидное название, нашей мореходной компании удалось по обоюдной договорённости стоять здесь бесплатно.

Мандроги — очень колоритное место, выдержанное в обычаях русского севера. Чудеса на отрытом воздухе и не только. Музей. Красивые деревянные дома в русском стиле, многие из них украшены замысловатой резьбой, раскрашенной в яркие, сочные краски. В деревне можно узнать и о традиционном сборе трав и их свойствах, о художественных росписях, музыкальных инструментах, особенностях иконописи. Здесь представлены народные промыслы: роспись и резьба по дереву, ткацкое и гончарное дело, кружевоплетение.

Мало кого оставят равнодушными такое разнообразие украшений из металлов, бересты, с засушенными цветами, невероятной красоты одежда из кожи и натуральных тканей.

Когда часть нашего экипажа отправилась на осмотр достопримечательностей в одиночку, некоторые ремесленники за свой показ и рассказ просили вознаграждение. Всё изменилось ближе к вечеру. Сотрудник комплекса Екатерина Ларионова, лично провела для нас экскурсию, и мастера, конечно же, и словом не обмолвились о деньгах.

Быть на яхте в жару намного легче, но пропустить и не зайти в открытый блинный бар деревни мы не могли. Даже несмотря на колючие цены.

В город Подпорожье пришли уже к вечеру. Как мы не пытались договориться и найти приличное место для швартовки — ничего не получалось. Спасибо Руслану Верещагину, председателю Комитета по экономическому развитию и управлению муниципальным имуществом за помощь в поиске места для причала и за поддержку в нашей уже традиционной посадке «петровского» дуба. Встать нам пришлось у причальной стенки прямо после выхода из шлюза. К воде и электричеству там, конечно же, не подключиться, да и вылезать на сушу было довольно не просто без помощи. Зато виды неплохие.

Помимо официальной программы в Подпорожье мы пополнили запасы провианта. Крупы, консервы и питьевая вода у нас на судне всегда в достатке, а вот молочные продукты, овощи и мясо приходится покупать по факту.

Путь от Подпорожья до посёлка Вознесенье долгий. В последнюю точку нашего путешествия по Ленинградской области мы пришли где-то в час ночи. Так как у яхты «Мария» достаточно большая осадка, мы заранее договаривались о стоянке с ремонтно-эвакуационной базой. Но по прибытии в Вознесенье там ни о каких договорённостях и не слышали. Нас развернули и отправили уже к замаскировавшейся под ландшафт барже. Казалось, можно сказать и спасибо. Только будь мы простыми туристами, вряд ли стали стоять в таком месте — просто прошли бы дальше.

Администрация посёлка тоже не особо была настроена на общение. Кому охота в воскресенье разговаривать о развитии водного туризма. А вот директору базы отдыха Леониду Сурикову оказалось не все равно. За что ему большое спасибо. И за тёплый приём, и за помощь.

Территория базы — настоящая выставка под открытым небом. Там можно встретить капитана Врунгеля, старуху Шапокляк, Карлсона, множество других знакомых книжных и мультяшных героев. Кто автор работ? «Есть такой „художник-каторжник“ (смеётся). Пришел он ко мне можно сказать с улицы. Я дал ему крышу над головой, еду. И вот он по вдохновению, конечно же, за оплату мастерит здесь всякое», — делится Леонид. Да и сам хозяин не далёк от творчества. Вместе со своим другом он запатентовал необычное сферическое строение домиков, по форме напоминающих шлем Александра Невского.

В нашем путешествии обязанности распределены довольно традиционно: пока мужчины занимаются чисто морскими делами, женщины готовят, поддерживают на судне чистоту.

Из посёлка Вознесенье наша вторая яхта «Ариадна» отправляется обратно в Петербург. Прощальный обед — макароны по-флотски. А мы уже бороздим воды Республики Карелия.

Смотреть фото в галерее

Репортаж специального корреспондента АСМИ
Дарьи Трошковой
Фото автора

Ассоциация СМИ Северо-Запада —

генеральный информационный партнер «Большой Арктической регаты — 2021»

2021 Регата 2021